14 марта 2018
Прокурор Чудовского района разъясняет правовые вопросы административной ответственности за нарушения избирательного законодательства
Статья 5.10 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведе¬ние запрещено законодательством о выборах, в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Агитационный период начинается со дня представ¬ления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согла¬сии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Предвыборная агитация на каналах организаций теле-радиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекра¬щается в ноль часов по местному времени дня, пред¬шествующего дню голосования.
Проведение предвыборной агитации в день голосова¬ния и в предшествующий ему день запрещается.
Часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает адми-нистративную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных, аудиовизуальных и иных агитацион¬ных материалов с нарушением требований, установлен¬ных законодательством о выборах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает админи-стративную ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих матери¬алов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владель¬цев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной ты¬сячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Запрещается размещать предвыборные печатные агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Агитационные печатные материалы (листовки, плака¬ты и другие материалы), ранее изготовленные в соот¬ветствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) и размещен¬ные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в пункте 7 статьи 54 Федерального закона, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 54 Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
Статьей 5.16 КоАП РФ предусмотрено, что подкуп изби-рателей, если эти действия не содержат уголовно наказу¬емого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выбо¬рах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати ты¬сяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Законом предусмотрено, что кандидатам, их доверен¬ным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, политическим партиям, их до¬веренным лицам и уполномоченным представителям, иным лицам и организациям при проведении предвы-
борной агитации запрещается осуществлять подкуп
избирателей, а именно:
· вручать им денежные средства, подарки и иные мате¬риальные ценности, кроме как за выполнение орга¬низационной работы, сбор подписей избирателей, участие в проведении предвыборной агитации;
· производить вознаграждение избирателей, выпол¬нявших указанную организационную работу, осущест¬влявших сбор подписей, участвовавших в предвыбор¬ной агитации, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;
· проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агита¬ционных материалов, которые специально изготовле¬ны для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции;
· оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, цен¬ных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания им услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с за¬конодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Часть 1 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает ответ¬ственность члена УИК:
· за выдачу гражданину бюллетеня в целях предоставле¬ния ему возможности проголосовать за иных лиц или проголосовать более одного раза в ходе проведения одного и того же голосования;
· за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня.
При условии если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
За совершение указанного правонарушения предусмот¬рен административный штраф в размере тридцати тысяч рублей.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что получение в УИК избирательного бюллетеня с целью проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избира¬теля, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет нало¬жение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
В целях предотвращения указанных правонаруше¬ний сотруднику полиции следует обращать особое внимание на граждан, прибывших на избирательный участок группами.
Часть 3 данной статьи предусматривает администра¬тивную ответственность в отношении лица, ранее подвергнутого административному наказанию за ана¬логичное правонарушение.
Следует учитывать, что согласно пункту 18 статьи 29 Федерального закона член комиссии с правом реша¬ющего голоса не может быть подвергнут админи¬стративному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Россий¬ской Федерации.
Поэтому одновременно с направлением дела в суд следует направить копии протокола и материалов дела об административном правонарушении проку¬рору, в компетенцию которого входит рассмотрение вопроса о даче согласия подвергнуть члена комиссии административному наказанию, налагаемому в судеб¬ном порядке. Сведения о том, что прокурор извещен, целесообразно приложить к материалам дела, направ¬ленным в суд.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.